Что такое созревание

Что такое созревание

6. Новообразования младенческого возраста

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т. е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10–11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, – это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация – исходная для дальнейшего развития… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других» (Выготский Л.С, 1991).

Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4.

Таблица 4

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие социальные институты.

Социальный институт — ϶ᴛᴏ группа людей, отношения между кᴏᴛᴏᴩыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д

Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, кᴏᴛᴏᴩые также крайне важно создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т

д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках кᴏᴛᴏᴩого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, будет семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некᴏᴛᴏᴩых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в ϶ᴛᴏм мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Стоит отметить, что основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же ᴏᴛʜᴏϲᴙтся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, кᴏᴛᴏᴩые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Стоит сказать — политические отношения — ϶ᴛᴏ формы коллективной жизни, кᴏᴛᴏᴩые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Стоит отметить, что осуществляются данные отношения посредством ресурсов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство

Важно понимать — оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди реализуют ϲʙᴏи политические права, т

е. права на управление общественными процессами. Стоит сказать — политическими институтами, кᴏᴛᴏᴩые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. К примеру, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, кᴏᴛᴏᴩая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Категория развития. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Развитие
— это процесс необратимых направленных
по восходящей закономерных изменений,
приводящих к возникновению количественной,
качественной и структурных преобразований
психики и поведения человека. Созревание-это
процесс, течение которого зависит от
унаследованных способностей индивидуума.
Рост- процесс количественных изменений
в ходе совершенствования психической
функции или увеличение размеров
функциональных возможностей отдельных
составляющих или системы в целом.
Развитие — это сочетание и роста и
созревания, для реализации общей
направленности (единая линия развития).
Это многоплановое движение по восходящей
линии, оно обусловлено общим эволюционным
процессом, конкретными историческими
условиями, деятельностью, многообразием
отношений, а также взаимообусловлено
развитием соц. среды. В целом, развитие
осуществляется по цепи переходов через
кризисы и преодоления противоречий к
более высоким способам действий.

Основные
свойства развития, отличающие его от
других изменений, является: — необратимость
– способность к накапливанию, надстраиванию
изменений; — направленность – способность
к наличию единой линии развития; —
закономерность – способность системы
к воспроизведению однотипных изменений
у разных людей.

Источником
развития является общество, именно оно
ставит задачи развития, определяет
набор деятельности человека и определяет
возможности развития человека. При этом
природные свойства человека являются
органическими предпосылками данного
процесса.

Движущими
силами развития являются противоречия:
— между возрастными физиологическими
и психическими возможностями человека
и сложившимся взаимодействием с
окружающим миром; — между внешней
социальной ситуацией развития и
внутренней позицией человека: — между
достигнутым уровнем психического
развития и образом жизни. Факторы
развития: наследственность; среда;
время; активность; познание; общение;
труд.

Рост
— это количественное изменение человека
без изменений внутренней структуры,
состава входящих в него элементов,
функций того или иного процесса. Можно
говорить о физическом росте человека,
можно — о росте различных психологических
показателей, например росте запаса слов
без изменения функции речи. Развитие,
в отличие от изменения, обязательно
несет в себе качественное изменение
структуры, отдельных элементов, функций
или всего перечисленного, вместе взятого.

Тема 11. Самопознание

   Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.   Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.   Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).   По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.   Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание

Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.   Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.   Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.   В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.   Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.   Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.   На формирование самооценки влияют следующие факторы:   – сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;   – оценка других людей;   – отношение личности к собственным успехам и неудачам.   Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:   1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).   2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).   3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).   Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.   Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
    Самооценка   • Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).   • Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).   Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения

Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.   Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.   Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.   Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.   Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.   Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.   Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.   Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.
    Образец задания   A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется   1) самооценкой   2) формированием отношения к своей внешности   3) познанием общественных норм и ценностей   4) определением своих способностей   Ответ: 3.

Кризис 3-хлеток

Начиная с 1-го года своей жизни и до трех лет, ребенок становится не таким беспомощным, как это было сразу после рождения. Он уже активно участвует в жизни всей семьи, способен к общению и имеет личные стремления. Малыша интересует все, что происходит вокруг, он без конца задает вопросы и даже пытается сам дать на них ответы.

В это время в его сознании происходят следующие перемены:

  • Ребенок осознает, к какому полу он принадлежит, и начинает понимать, чего ждут от девочки и от мальчика, если говорить о форме поведения;
  • Начинает формироваться самосознание. Чадо оценивает собственные поступки, и уже знает, какие из них заслуживают похвалу, а за какие можно понести наказание;
  • Активно пополняется словарный запас, благодаря чему у ребенка появляется возможность точнее выражать свои мысли и желания, воспринимать информацию и интерпретировать ее;
  • Чадо начинает изыскивать новые пути взаимодействия с предметами, незнакомыми ему до этих пор. По сути, происходят постоянные эксперименты, а в его голове возникает осознание того, что мир существует независимо от его желаний. В жизни ребенка наступает момент обособленности и отдаленности от остальных людей и предметов. Он – центр Вселенной;
  • Диапазон страхов становится все шире. Это происходит из-за того, что расширились умственные возможности, и получен новый жизненный опыт. К примеру, ребенок знает – предметы могут исчезать, и боится, что однажды исчезнет и он;
  • Происходит освоение языка ощущений.

Первый серьезный критический период развития ребенка 1-3 лет имеет следующие признаки:

  • Острая заинтересованность своим отражением;
  • Озадаченность внешностью, проявление интереса к нарядам;
  • Малыш становится в прямом смысле неуправляемым, в нем просыпается ярость и опровержение любой коррекции его поведения;
  • На этом этапе развития особо четко просматривается негативизм. Ребенок не реагирует не на содержание предложения, а на то, что оно исходит от взрослых. Причем отрицание будет в любом случае, даже если предложенное ему нравится;
  • Тотальное упрямство. Это действительно критический симптом, который проявляется следующим образом: чадо настаивает на чем-то совершенно не потому что желает этого, а потому что оно это уже потребовал один раз, и не в состоянии разорвать связь со своим первичным решением. Интересен тот факт, что в этом плане период касается только близких людей. Окружающих и других детей упрямство не затрагивает;
  • Строптивость, направленная против того, как складывалась его жизнь до трех лет, и каким доселе был воспитательный процесс;
  • На данном этапе психического развития ребенок бунтует и протестует, постоянно воюет с взрослыми, и демонстрирует симптом обесценивания значимости родителей и их опеки;
  • Ревность по отношению к другим детям в семействе и деспотизм. Последний проявляется в виде повышенной требовательности и желании заставить родителей незамедлительно выполнять все желания.

Любые попытки полностью ограничить симптомы автономности, наказания за поведение и высмеивание поступков могут сделать детскую личность неуверенной и стыдливой.

Все критические симптомы затянутся, если взрослые будут практиковать постоянные запреты или тотальную вседозволенность.

Кризис 7-милеток

Как только семья испускает облегченный вздох, знаменующий окончание сложного периода трехлетнего ребенка, в его жизни начинается новый, еще более сложный этап становления.

Дошкольный период – это стадия детства, которая характеризуются следующими проявлениями формирования личности:

  • теряется непосредственность;
  • появляется манерность и скрытность;
  • возникает привычка не рассказывать о чем-то плохом или тревожащем, малыш становится замкнутым и неуправляемым;
  • переживания наполняются смыслом.

Все 7-милетние критические периоды подросткового периода и детства имеют в основе обобщенные переживания. У детей появляется внутренняя жизнь, и все его поведение ориентируется только на нее.

Чаду нужно поскорее влиться в общество: пойти в сад, вступить в школу, начать посещать кружки и прочие организации, которые заставляют выполнять полезные и необходимые действия.

Конечно, есть специальные правила поведения и каноны, которые помогают родителям с минимальными потерями пережить все периоды детства их ребят. Но, все они отдают сухостью и строгостью, тогда как каждый малыш – это индивидуальность, и применять к нему стандартные подходы не всегда есть правильно.

Намного целесообразней заранее изучить все периоды становления малыша, и разработать собственную семейную тактику поведения, наполненную вниманием, заботой и любовью

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более “плавающий” момент наступления кризиса.

Что такое созревание– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

– Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Тема 13. Свобода и ответственность личности

   В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
 Что такое созревание
    Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
 Что такое созревание
    Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
 Что такое созревание
    Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.   Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.   Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.   Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.   Выделяют следующие виды ответственности:   – историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;   – индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.   Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.   По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).   Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
    Образец задания   B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ____________(1). Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных ____________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ____________(4), или все его поступки обусловлены внешней ____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, ____________(6), рок».

Список источников

  • www.pravmir.ru
  • bookap.info
  • mjusli.ru
  • StudFiles.net
  • xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
  • TheLib.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*